Новая бензиновая действительность. Пора менять правила потребления

война и бизнес
Новая бензиновая действительность. Пора менять правила потребления

В мирное время Украина потребляла за месяц 800 тыс. тонн бензина и дизельного горючего. Сейчас потребление сократилось на треть

Фото: glavcom.ua

Украина строит рынок с нуля: к чему нужно привыкать потребителям

Несмотря на обещания и решение правительства, бензиновый кризис не утихает: возникают новые вызовы. И игроки рынка, и власти приходят к пониманию, что так, как было до войны, уже никогда не будет. Пора менять свое отношение к проблеме и потребителям… Вопрос «Почему нет горючего?» уже никто не ставит.

Европа спасает Украину

Государство из колес строит новый рынок и систему его обеспечения. Европа стала нашим главным и единственным источником поставок бензинов и дизтоплива. Из новостей знаем: пути поставки в Украину через порты в Одессе, Херсоне заблокированы агрессором; поставки из Литвы через Беларусь прекращены; поставки из стран-агрессоров России и Беларуси заблокированы. Ракетами агрессора уничтожен Кременчугский НПЗ, производство на котором до войны обеспечивало около 15% потребностей в потреблении украинского рынка нефтепродуктов. Кроме того, врагом уничтожено – 27 нефтебаз. Война продолжается, сколько ракет будет выпущено по инфраструктуре – вопрос без ответа.

Еще в начале 2022 года в Украине работал один крупный нефтеперерабатывающий завод в Кременчуге и около 20 мини-НПЗ, которые обеспечивали страну 20% необходимых нефтепродуктов. Около 40% импорта приходилось на Беларусь, 30% – на Россию, остальное (примерно поровну) – на Польшу, Литву и морские поставки из Греции, Италии и Испании.

Правительство после оптимистических умиротворяющих заявлений перешло к решению сверхсложных и нетривиальных логистических вызовов. Как сообщил во время дискуссии на Energy Club первый заместитель министра экономики и торговли Украины Денис Кудин, вопрос поставки нефтепродуктов в Украину решался неделю назад на собрании министров энергетики стран Европы в Польше.

Важно понимать, что в Европе никто не ожидал нас с такими объемами потребления. Новый запрос от Украины нарушает все логистические цепи, которые в импортозависимой Европе, выстраивались годами. Европейским компаниям тоже приходится перестраивать свои маршруты поставок.

Взять к примеру Польшу, которая в год потребляет 7 млн тонн нефтепродуктов. Она пообещала Украине отдать четвертую часть своего Госрезерва. То есть 3 млн тонн своих запасов наш союзник теперь должен пополнить также за счет поставок из других источников.

«Никто раньше даже представить себе не мог, что Украина будет поставлять нефтепродукты из Нидерландов…»

На сегодня, по информации Минэкономики, картина с дизтопливом в Украине несколько лучше, чем с бензином.

«По дизтопливу мы входим в баланс потребления, если брать месячные расчеты. В некие дни поставки превосходят потребление на 20%.

Динамика закупочных цен на дизельное топливо с начала апреля 2022 года Динамика закупочных цен на дизельное топливо с начала апреля 2022 года

«С бензинами ситуация хуже: текущие объемы импорта не покрывают потребности. Операторы рынка всегда имели остатки на складах на 15-20 дней реализации, что перекрывало скачки спроса в отдельные сезоны. Сегодня у некоторых операторов запасов на три дня, а большинство работает с колес», – констатировал Денис Кудин.

Украинские консалтинговые агентства в энергосекторе объясняют ситуацию так: вся европейская логистика «заточена» под импорт дизтоплива как более критической позиции для Европы. Соответственно, все мощности в портах (трубопроводы, резервуары) зарезервированы под дизтопливо и не могут принимать бензины. Украинские трейдеры в таких условиях готовы даже проинвестировать и реанимировать законсервированные мощности для погрузки бензинами.

Дефицит бензина – не только украинская проблема

В то же время, по прогнозам, в большинстве стран Европы растет потребление бензинов. В Польше эта тенденция спровоцирована прекращением поставки сжиженного газа из России: в результате цены на это топливо растут, поэтому потребители будут переходить на бензин. В связи с этим для Украины возникают новые вызовы.

Сегодня украинские операторы выискивают какие-либо варианты увеличения поставок топлива. Одно из новых логистических решений изобрела компания КLO. Она произвела обмен средствами доставки с компаниями-конкурентами. КLO отдала свой парк бензовозов компаниям WOG и OKKO, а те, в свою очередь, поделились вагоно-цистернами. Совладелец АЗС КLO Вячеслав Стешенко рассказал: «Мы сочли, что наш бензовоз в месяц делает только 10 ходок. Однако если этот бензовоз будет оставлять ресурс на западной границе и не будет доставлять ресурс в центр страны, то он будет делать – 20 ходок. Потому была придумана схема обмена. Бензовозы отдали конкурентам, они нам вагоно-цистерны. В результате в Центральную Украину заходит на 300 кубов больше ресурса, если считать в бензовозах. То есть идет борьба за каждый литр».

Достучаться до потребителей

В критической ситуации все более актуальным становится вопрос уменьшения потребления топлива потребителями, не задействованными в работе критической инфраструктуры и оборонном комплексе.

Ведущие эксперты рынка призывают к перестройке потребления, трезвой оценке украинцами происходящих в стране событий. Достучаться до потребителей предлагают через публичные обращения правительства и президента. Что касается цены и отмены государственного регулирования цен, представители Минэкономики заверили, что правительство не позволит заниматься мародерством отдельным сетям. Есть случаи, когда некоторые АЗС на Западе Украины поставили цену 75 грн на бензин. Такие продавцы горючего проверяются соответствующими органами.

«За каждую сожженную тонну топлива в Украине оккупант должен заплатить в десятикратном размере»

Не обойдем вниманием агрессивный рецепт по наполнению страны горючим, которым поделился член правления «Укрзализныци» Орест Логунов. По его словам, российские производители контролируют значительную часть европейского рынка и логистические системы поставщиков. И это риск для Украины, но может стать и возможностью. Она заключается в частичной национализации Евросоюзом активов агрессора, производимых нефтепродуктами. Или Европа могла бы возложить спецобязательства на российских производителей или имеющих российскую долю капитала.

«Это своеобразная форма давления на российских производителей. За каждую сожженную тонну топлива в Украине оккупант должен заплатить в десятикратном размере. Сейчас ситуация асимметрична. Россия нас бомбит, а мы бегаем по Европе, ищем топливо. Надо переставать лечить гангрену горчичниками. Надо резать ногу и желательно, чтобы это была русская нога», – указал Логунов.

Лия Клочко, для «Главкома»

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: