Разминирование. Заместитель министра рассказал о бюрократической проблеме, которая мешает саперам

Разминирование. Заместитель министра рассказал о бюрократической проблеме, которая мешает саперам
Технологизация может ускорить процесс разминирования Украины
фото из открытых источников

Меры по разминированию территорий усложняют оккупанты, обстреливающие территорию

Украина сегодня – наиболее заминированная страна в мире, и срок разминирования, несмотря на многочисленные обсуждения и аналитику, остается неизвестным. Как отмечают эксперты The Washington Post, для полного разминирования может потребоваться 750 лет. Однако на сегодня таких масштабов Украина не захватывает – и надеется хотя бы на качественное разминирование гуманитарных объектов.

Как сообщил во время пресс-брифинга в «Укринформе» заместитель министра экономики Украины Игорь Безкаравайный, меры по разминированию территорий даже на сегодня усложняют оккупанты, которые обстреливают территорию, когда замечают на ней любое движение – в частности, и саперов. И по состоянию на сегодня в Украине 174 квадратных километров потенциально загрязненной территории. Однако для разминирования доступно лишь около 40 тыс. – это деоккупированная территория или удаленная от линии фронта или границы с Россией по меньшей мере на 20 километров. В то же время, по оценкам GLOBSEC, один сапер может очистить от 15 до 25 квадратных метров в день – площадь зависит от рельефа местности и концентрации взрывчатых предметов.

«Потенциально загрязненная минами территория не означает, что загрязнена вся, это не минное поле. Но это означает, что на каждом квадратном километре из этих 174 могут быть мины. И мы берем из опыта других стран ту практику, которая должна быть разминирована критическая инфраструктура: дороги, электроэнергия, газо- и водопроводы, канализационные станции и т.д. Второе на очереди – безопасность граждан: домохозяйства, места скопления людей для получения социальных или медицинских услуг, уже последним идут экономически активные территории. В частности, агроземли, территории производств и т.д. Мы используем в разминировании все фундаментальные вещи, написанные кровью.

Сейчас мы стараемся повернуть в более технологичную сторону – и перед началом разминирования сканируем территорию на предмет размещения взрывоопасных предметов. Речь о сканерах, которые преимущественно крепятся на дроны, и они сканируют поверхность земли и под ней, и идентифицируют взрывоопасные предметы. После этого мы получаем огромное количество информации, которую нужно пропускать через мощное программное обеспечение, чтобы понять, чем найденный предмет отличается от других и т.д. Это то, что в мире никогда не применялось – Украина в этом первая. И сейчас все внимание мирового общества приковано к поиску этих технологий на территории Украины, потому что пока нам могут предложить только щуп, саперную лопатку и много квалифицированного персонала», – объясняет Игорь Безкаравайный.

Насколько технологизация может ускорить процесс разминирования Украины, неизвестно, поскольку до сих пор не существует развитой технологии. Сейчас она только на этапе разработки. По задумке, эта технология, кроме скорости, убирает еще и человеческий фактор – а значит, фактор ошибки.

Сегодня украинских операторов противоминной деятельности, непосредственно работающих «в полях», 17. Это сертифицированные компании, имеющие разрешение на работу и разминирование. Еще 29 компаний в процессе сертификации и в ближайшие месяцы смогут работать «в полях». И около 40 компаний готовятся к процессу сертификации, собирают необходимые документы. Именно этот этап вызывает наибольшее недоразумение на этапе подготовки к работе.

«Весной, на следующий сезон, мы ожидаем существенное пополнение среди операторов противоминной деятельности, которые не будут правительственными структурами, а будут частными или международными организациями, которые будут разминировать территорию Украины», – объясняет замминистра экономики Украины.

По словам Безкаравайного, сейчас Министерство экономики отрабатывает стандартизацию подхода к сертификации, чтобы процесс был унифицирован и все центры пользовались одним и тем же подходом.

«Если говорить об обновлении стандартов и работе с нормативными документами, координирующими работу операторов противоминной деятельности, то сейчас ведется работа с тем, чтобы сделать их проще. Не легче, но проще. Речь идет о том, что большинство операторов противоминной деятельности, проходящих процесс сертификации, жалуются на незарегулированность процесса. Но больше всего вопросов именно к языку этих документов и непонятность действий, которые нужно выполнить, чтобы получить сертификацию. В частности, неоднозначны трактовки в актах. Поэтому сейчас мы пытаемся переписать эту процедуру на «человеческом языке», – объясняет Игорь Безкаравайный.

По оценкам Всемирного банка, разминирование Украины стоит от $2 до $8 за квадратный метр. Так что в течение следующих 10 лет на это понадобится около 40$ млрд.

Напомним, как рассказывал Зеленский, в Украине есть только 26 единиц техники для гуманитарного разминирования.

Отметим, что разминирование территории Украины после развязанной Россией войны займет 757 лет, если этим будут заниматься 500 команд саперов.

К слову, армия Соединенного Королевства активизировала обучение украинских инженеров на военной базе в Польше, помогая им расчищать большие территории от российских мин.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: