Нехорошие дела с удобрениями. Что будет с урожаем-2022?

Нехорошие дела с удобрениями. Что будет с урожаем-2022?

В этом году Украина рискует получить только треть необходимых удобрений

Фото: istockphoto.com

Минудобрения подорожали втрое: весенняя посевная обеспечена ими всего на 22%

По данным Минагрополитики, на сегодня сельскохозяйственные предприятия Украины обеспечены минеральными удобрениями для весенне-летних полевых работ в среднем на 22% от заявленного объема, что составляет 909 тыс. тонн в пересчете на питательные вещества. В «обычных» тоннах это втрое больше, то есть 2,7 млн удобрений.

Насколько на самом деле эта ситуация критична, пока рано судить. Но уже сейчас можно констатировать, что даже если все заявки будут выполнены на 100%, аграрии во время весенней посевной-2022 получат удобрения меньше на 13%, чем год назад – тогда заявки составляли 1,04 млн тонн в пересчете на питательные вещества.

Причина сокращения спроса – значительный рост стоимости отечественных минеральных удобрений, вызванный, в свою очередь, резким удорожанием природного газа.

Подробнее о сложившейся ситуации «Главкому» рассказал Алексей Голубов, президент Союза химиков Украины, в который входят все отечественные предприятия-производители минудобрений.

Алексей Голубов по пальцам объясняет, почему Украина может остаться без урожая/Фото: glavcom.ua Алексей Голубов по пальцам объясняет, почему Украина может остаться без урожая/Фото: glavcom.ua

«Минэнерго просто «отморозилось»

Вы недавно рассказывали на «Главкоме», что в конце прошлого года на совещании в Минагрополитики Союз химиков предложил правительству дать в долг 750 млн кубов газа для того, чтобы заводы могли сформировать запас удобрений до начала посевной. Чем кончилась эта история?

Был подготовлен соответствующий меморандум: о том, что нам дают на январь-март указанный объем газа. До июня мы пообещали его отдать – по всем прогнозам того времени стоимость газа должна снизиться до отметки $500-700 за тыс. кубов. Меморандум подписали Минагрополитики, крупные аграрные холдинги. Ну и мы, конечно. Оставалось только согласие Минэнерго. Но они раздумывали.

А в январе прошло второе совещание на эту тему. Так, Минэнерго вообще, как говорится, «отморозилось»: мол, какой меморандум, мы его в глаза не видели? Одним словом, не подписали. Вот, собственно, и все.

Какие цены сейчас на удобрения?

За все время своей работы я не помню столь высоких цен. Сейчас аммиак стоит $1010 за тонну, а годом ранее было около $300. Карбамид сейчас – $740-760, год назад – $220-250. Одним словом, все подорожало вдвое-втрое.

В нынешней ситуации с газом удобрения вряд ли подешевеют. Как вы думаете, чего ждут аграрии?

Пока Минагрополитики беспокоится и бьет тревогу из-за возможного срыва поставок удобрений под весеннюю посевную (на совещаниях аграрный министр Роман Лещенко неоднократно переспрашивал – «вы обеспечите страну удобрениями, какая будет цена?»), на складах наших химических предприятий собралось более 150 тыс. тонн удобрений. Но аграрии не спешат покупать. По всей видимости, рассчитывают, что кукуруза подорожает, они ее продадут по более выгодным ценам, и тогда уже купят удобрения.

Но так можно ждать-ждать и не дождаться. В структуре затрат на производство пшеницы минеральные удобрения занимают 35-40%. Если будет их нехватка, объемы производства зерновых в Украине в этом году, естественно, сократятся. И что дальше? Зернотрейдеры связаны с экспортными контрактами. Чтобы их не срывать и платить неустойку, они осенью будут продавать все, что есть, и возникнет угроза продовольственной безопасности Украины.

«Ситуация сейчас достаточно критическая»

Одесский припортовый завод простаивает уже около полугода/Фото из открытых источников Одесский припортовый завод простаивает уже около полугода/Фото из открытых источников

Аграрии выжидают, а что происходит в самой химической отрасли, как действуют производители минеральных удобрений?

С сентября 2021 года из-за падения конкурентоспособности продукции простаивает Одесский припортовый завод. В ноябре по той же причине остановилось крупнейшее предприятие на востоке страны – Северодонецкое объединение Азот. Правда, в декабре это предприятие начало производить аммиачную селитру (наиболее востребованный у аграриев страны продукт) на привозном аммиаке.

Но если с перебоями будут работать и остальные предприятия, есть риск, что на весеннюю посевную аграрии могут получить в среднем только треть необходимого количества удобрений.

Сколько сейчас в Украине предприятий, производящих химические удобрения?

Востребованные минеральные удобрения, не только в Украине, но и во всем мире – азотные. Главные из них – селитра, карбамид и карбамидно-аммиачная смесь. В нашей стране азотные минеральные удобрения сейчас производят пять предприятий: Ровнеазот, Азот (Черкассы), Северодонецкое объединение Азот, ДнепрАзот (Каменское) и Одесский припортовый завод.

Есть еще один завод, «Концерн Стирол». Одно из крупнейших предприятий в мире по производству минеральных удобрений (основано в 1933 году, 1% мирового производства). Но он сейчас находится на оккупированной территории в Горловке.

Крупнейшее украинское предприятие по производству удобрений «Концерн Стирол» было захвачено Россией/Фото: rbc.ru Крупнейшее украинское предприятие по производству удобрений «Концерн Стирол» было захвачено Россией/Фото: rbc.ru

Еще два завода производят фосфорные удобрения – «Сумыхимпром» и «Днепровский завод минеральных удобрений» (Каменское). Опять же в оккупированном Крыму, в Армянске, осталось такое крупное химическое предприятие, в том числе по производству фосфорных удобрений, как «Крымский титан».

Предприятия «Азот» (Черкассы), «Концерн Стирол» (Горловка), «Северодонецкое объединение «Азот» и «Ровноазот» принадлежат Ostchem Holding, входящей в состав финансово-промышленной группы компаний Group DF Дмитрия Фирташа. «Сумыхимпром» принадлежит государству, но фактически контролируется Дмитрием Фирташом. «Крымский титан» (Армянск), принадлежавший Дмитрию Фирташу, был продан компании «Русский титан».
Владелец «ДнепрАзота» (Каменское) – группа «Приват» Игоря Коломойского. Одесский припортовый завод – государственное предприятие. «Днепровский завод минеральных удобрений» (Каменское) принадлежит компании «Украгрохимхолдинг» Сергею Лисковскому.

Сколько химических удобрений производится сейчас в Украине?

В 2021 году всеми предприятиями отрасли было произведено около 5,6 млн тонн азотных удобрений, и до 400 тыс. – фосфорных. Итого – около 6 млн тонн. Для сравнения – в конце 90-х производилось до 7,5 млн тонн азотных и около 600 тыс. тонн фосфорных удобрений. То есть, за 20 лет производство сократилось на 2 млн тонн.

А какие внутренние потребности в минеральных удобрениях?

До 4,5-4,8 млн тонн в год. В принципе, мы способны самостоятельно удовлетворить спрос на удобрения, ранее еще около 1,5 млн тонн экспортировали, основные покупатели – Румыния, Венгрия, Болгария, Италия и Аргентина. Но сейчас о каком экспорте может идти речь? Мы неконкурентоспособны по цене. О чем можно говорить, если в соседней Беларуси природный газ за 125 долларов за тысячу кубометров, а в России ниже 80 долларов?

Какова ситуация с импортом удобрений?

Коротко – плохая. Если в октябре – ноябре были достаточно значительные поставки из России (только азотных удобрений по 140 тыс. тонн каждый месяц), то с декабря там было принято правительственное решение ограничить экспорт удобрений до 31 мая. Беларусь, как правило, также запрещает импорт удобрений в период посевной – заботятся о своих аграриях. Учитывая, что украинские предприятия работают с перебоями, ситуация сейчас достаточно критична.

«Кто будет играть в такие игры с государством?»

Сколько природного газа потребляют сейчас предприятия отрасли?

В конце 90-х, когда все предприятия отечественной отрасли по производству минеральных удобрений еще работали на полную мощность, они потребляли около 8,3 млрд кубометров природного газа в год. А в прошлом году было потреблено 1,93 млрд кубов.

С чем связано столь резкое падение потребления газа более чем в четыре раза? Сокращение производства?

Не только. Здесь отдать должное, что предприятия по производству минеральных удобрений с 90-х провели большие работы по реконструкции и модернизации производства. В результате был значительно снижен затратный коэффициент природного газа на тонну аммиака. Если в 1991 году он составил 1640 кубометров, то в 2020 году – около 1100. То есть расход газа (а он в себестоимости аммиака составляет 90%) для технологических нужд снизился на треть.

Кстати, благодаря модернизации мы теперь и текущий ремонт делаем реже. Раньше он был ежегодным, а сейчас, когда производство снабжено аппаратурой контроля за состоянием агрегатов, мы смотрим – все параметры нормальные, не стоит останавливаться. И ремонт теперь раз в два-три года.

Есть ли какие-то пики потребления газа по месяцам?

Если раньше предприятия работали круглый год достаточно ровно, то сейчас есть две волны, под весеннюю и осенью посевные: весной – 70% от общего объема потребления газа и осенью – 30%. А мае-июле, если нужно, идем в ремонты, все равно сбыта нет. Кстати, предприятия по производству фосфорных удобрений газа потребляют гораздо меньше – он там используется только как энергоноситель, а не технологическое сырье.

На весеннюю посевную приходится 70% удобрений, используемых в Украине/Фото: uga.ua На весеннюю посевную приходится 70% удобрений, используемых в Украине/Фото: uga.ua

Возможно ли у вас в принципе создание стратегических запасов природного газа при предприятиях? Если да – насколько может хватить?

Создать собственные хранилища невозможно, можно сделать запас на существующих хранилищах, купив определенное количество газа. Но у нас в этом есть печальный опыт. В 2015 году химзаводы купили 500 млн кубометров газа. Этого, например, Одесскому припортовому заводу хватило бы на 10 месяцев работы, черкасскому «Азоту» – на семь.

Но использовать успели лишь 50 млн кубов – остальной газ был арестован по иску МВД. Все судебные инстанции еще в 2017 году приняли – газ вернуть, но уже прошло пять лет, а воз, как говорится, и сейчас там. Кто теперь будет играть в такие игры с государством?

«Мы можем стать крупнейшим экспортером»

Учитывая проблемы с природным газом, предполагается ли переход отрасли на альтернативные источники энергии – биометан, например?

Биогаз, биометан – не подходит. Это нужно строить специальные заводы, причем там, где имеется соответствующее сырье, отходы сельскохозяйственного производства. Извлекать биогаз на очистных сооружениях? Там малые объемы, их нужно аккумулировать, очищать… Я вижу выход только в развитии в Украине возобновляемой энергетики, с помощью которой можно будет производить зеленый водород, а из него – экологически чистый аммиак.

Германия, которая является лидером в Европе в развитии водородной экономики, очень рассчитывает, что Украина сыграет одну из ведущих ролей в поставках зеленого водорода в Европу. Украинские бизнесмены уже разработали ряд проектов, позволяющих ежегодно генерировать около 200 ГВт зеленой электроэнергии, и производить ежегодно около 9 млн тонн водорода, что эквивалентно 23 млрд кубометров природного газа.

Сколько экологически чистого аммиака можно сделать из такого количества зеленого водорода?

Около 90 млн тонн. Это с лихвой перекрывает все наши потребности в сырье. Даже не то что с лихвой – на два порядка. Аммиак, аммиачные удобрения можно будет экспортировать.

Проекты, конечно, интересны, но откуда возьмутся на них деньги?

Германия предполагает только Украине выделить около 70 млрд евро на создание водородной инфраструктуры. Я таких инвестиций не помню за всю историю Украины! И с помощью этих средств можно реализовать множество интересных проектов.

Вот в качестве примера – одна из готовых предпроектных разработок: на Каховском водохранилище может быть создана система возобновляемых источников энергии, 20% – ветряные электростанции, 80% – солнечные батареи. Зеленая электроэнергия подается на электролизеры, получаемого водорода может хватить на производство 400 тыс. тонн аммиака в год. Стоимость этого проекта – около 4,5 млрд евро.

Дело за малым. Правительству необходимо провести конкурсы на эффективные проекты и подписать соответствующие договоры с Германией. Но ничего не происходит. Ведь создание цепочки «зеленая электроэнергия – водород – аммиак – удобрения» может организовать около 300 тыс. новых рабочих мест. И еще около 1 млн рабочих мест в смежных отраслях – сельское хозяйство, транспорт, перерабатывающая промышленность.

Андрей Кузьмин, «Главком»

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: